Главная Фото Johny Ratsen Alexey Ratsen ZOLOTO LiveJournal
Образовательная программа ТРАДИЦИОННОСТЬ - АКТУАЛЬНОСТЬ  



«… В объективной действительности нашего времени постепенно реализуются условия становления и осознания Человечества – как единой Личности, становления общечеловеческого планетарного самосознания…»(1)

Фольклор – это такая форма бытования текстов, которая сама себя структурирует, в нем заложена инвариантность, здесь постоянно происходят изменения, ассимиляции, каждый исполнитель вносит нечто новое, но в этом новом всегда можно узнать традиционное, вечное. Лики фольклорных текстов проявляются в разных этнических традициях зачастую на удивление универсально.(2)

Музыкальный фольклор живет в контексте обрядовых и бытовых ситуаций. Существует немного фольклорных жанров предназначенных специально для прослушивания , в основном же этническая музыка – функциональна. Календарь, свадьба, цикл рождения-смерти, инициация, лирика, детский фольклор, плясовые, хороводные – все эти жанры предполагают активное включение в исполнение всех присутствующих.(3)

Во все времена разные музыканты черпали из этого источника вдохновение и материал. Подходы были разные, но интерес и внимание к традиционной культуре родной страны и других народов всегда были.

В средние века скоморохи, менестрели, мейстерзингеры сами были частицей корпуса традиции. Они были яркими, по сути, традиционными исполнителями. Традиция говорила через этих людей.(4) Западная школа музыки развивалась в тесной связи с народной музыкой, сложившаяся к XIX веку западноевропейская школа корнями уходит в европейский музыкальный фольклор.

В начале XX века из простоватой Америки ворвался джаз буквально ошарашив своим появлением музыкальную жизнь Европы. Джаз был легким жанром, родившимся в кабаке из простой музыки белых крестьян - потомков европейцев, негритянской и латиноамериканской культуры.

Русские композиторы XIX века нащупывали пути к исследованию и взаимодействию с родной музыкальной культурой, поскольку русская песня не вписывалась в европейский такт, гармонизацию и темперацию. К концу XIX века акцент с внешней, чисто эстетической стороны перенесся на детализацию предмета изучения, его точное описание, классификацию.
Фольклор – явление устной традиции. Как только композитор перенес на бумагу, зафиксировал, отнотировал текст, этот текст становится произведением композитора - опусом. Композиторы искали в фольклорных текстах себя, они интерпретировали, переосмысляли, и каждое время наносило свой отпечаток на почерк сочинителя. Менялись вкусы, развивались законы гармонии, полифонии, открывались новые художественные пространства. Новые направления в искусстве поспевали за научно-техническим прогрессом и талантливейшие люди своего времени вновь и вновь обращались к устному народному творчеству.(5)

Начиная с века Просвещения и до XX века шел процесс разъединения науки и искусства, философии и религии, к концу XX века ученые стали больше внимания уделять философии того или иного явления, в искусстве идет процесс слияния и не только внутри разных видов искусств, но и с науками. Наступление информационного века открывает перспективу слияния разных языков.

Слияние есть перекодировка – выработка некоего универсального кода, посредством которого художник создает любые материальные (т.е. воспринимаемые всеми органами чувств) реальности.(6) Создание этих миров особенно впечатляет сейчас в кинематографии и компьютерных играх. Толкиен писал о художниках, как о создателях не просто абстрактных художественных текстов, но реальностей, погружаясь в которые воспринимающий переживает настоящие ощущения, видит перед собой картины и, эти живые чувства и картины изменяют наш «реальный» мир. В квантовой физике давно известен факт влияния на любой научный эксперимент мировоззрения и желаний испытателя.(7)

Архетипические коды – ритмические и мелодические формулы /трихорд, пятисложник и т.д./ связаны с мистическими переживаниями. Они выступают проводниками в мир предков, духовных сущностей, и происходят из глубин человеческого коллективного бессознательного. «Три ноги» - это определённые вибрации, с которыми человек срезонировал много тысяч лет назад, они всегда были и всегда будут, меняется только символизм их выражения; т.е. было «три ноги», «фламенко», а стало «1:0». Происходит оцифровка. Это не возрождение, как возродить бессмертные вещи? Это апдейт, перекодировка.

Автор программы глубоко убеждён в том, что фольклор не может умереть в связи с развитием научно-технического прогресса. Фольклор – живая субстанция, которая постоянно меняет свою личину, оставаясь при этом традиционной и узнаваемой.(8) Существует такое понятие, как генетическая память, есть память семейная, субэтническая, этническая; человечества – на уровне планетарном. Человек – всегда носитель языка и определённой культуры. В семиотике, семантике, ритмоинтонации языка зашифрована его музыкальность, соответственно любое искусство мозг человека интерпретирует посредсвом вербальной системы. Исторически молодёжь вносила в культурное наследие предшественников нечто новое - позитивное или деструктивное - в ту или иную эпоху складывалось по-разному, но всегда объективно, поскольку любой исторический процесс объективен хотя бы в силу того, что «это уже было и не могло случиться иначе». В любой традиции зашита возможность обновления, трансформации; созидание, творчество проявляются на разных уровнях архетипичных форм жизни языка. Случайности, ошибки, нетривиальные движения, появление на свет гениев и определяют эволюцию культуры, актуальность создания «новых текстов».

В этом курсе музыки предлагается путешествие по традиционным культурам разных народов, и тому, как сами эти традиционные культуры путешествуют по эпохам, композиторским школам; как архетипические формы находят своё место в современных актуальных средствах выражения.

Методологически курс включает в себя теоретические и практические занятия. Теория – это лекции, обсуждения. В практических занятиях по соседству уживаются фольклорные песенки русских, ирландцев, австралийцев, Африки, негритянские рабочие песни и спиричуелс, а также композиторские песни XX века. Практические занятия включают в себя большой раздел ритмических круговых игр, направленных на развитие чувства ритма, общей музыкальности; в разделе используются ритмические единицы, свойственные многим традиционным культурам и современной музыке.

Занятия музыкой, изобразительным искусством, ритмикой не сводятся только к формированию у ребенка эстетического вкуса, но регулируют процесс мышления, воспитывают в человеке целостность восприятия и способствуют духовному росту. Искусства пробуждают в человеке человеческое - любовь к природе, жизнелюбие, желание понять и услышать. Общая культура общества зависит от внутренней культуры каждого отдельно взятого индивида и проявляется в повседневной жизни.(9)

Направления деятельности:

История музыкальной культуры
Исторические модели культуры и современность
Слушание музыки
Пение, практика совместного музицирования, органика движения и голоса
Психология творчества
Творческие работы
Самостоятельные работы

Формы и методы обучения:

Лекции
Слушание музыки
Просмотр фильмов-концертов
Семинары, дискуссии
Викторины
Пение, общее музыкальное развитие
Круговые игры
Рисование

Комментарии.
1 - Основания регионалистики, с.52.

2 - «При рассмотрении с более широкой точки зрения характер и нравы человечества обнаруживают однообразие и постоянство явлений, заставившие итальянцев сказать: «Весь мир есть одна страна». /.../ При таких сравнениях не следует придавать большого значения хронологической датировке или географическому положению. /.../Насколько это обобщение действительно верно, может показать каждый этнологический музей.» /Телор Э.Б., Первобытные культуры, 1871, с.4/
Практически в любой культуре мы найдем русские «три ноги». Древнейший тип многоголосья – кварта+квинта=октава – знаком нам по многим образцам музыкального наследия. Попевки в трихорде и тетрахорде можно встретить как в Африке, так и, например, в Венгрии. В Сибири, Туве, Тибете распространено обертонное пение, но отголоски такого рода звукоизвлечения можно встретить и на территории Европейской России и в Европе. Вообще, существует красивая гипотеза: обертонное пение – это то, что существовало до речи – люди общались таким образом и лишь со временем выкристаллизовались две ветви – пение и речь.

3 - «В традиционной фольклорной среде фольклор как бы получают готовым, но в то же время каждому предстоит пройти весь путь самому до конца. Передаваемый непосредственно, фольклор обладает тем, что я назвал первичной артикуляцией фольклора» /Земцовский И.И., От народной песни к народному хору, 1986, с.12/

4 - Сапонов М. Менестрели. Очерки музыкальной культуры Западного средневековья. 1996.

5 - «Рок-музыка пробудила в молодежи стихийное, так сказать, туземно-аборигенное начало, /.../ прикладная техника, где уровень теоретической науки сравнительно минимален, требует для своей реализации (изобретательства, опытных моделей) известных магических способностей. Герман Кайзерлинг сравнил техническую одаренность с "чакла" - магической возможностью дикарей ориентироваться в лесу. /Головин Е.В., Сентиментальное бешенство рок-нролла/

6 - «Копенгагенская интерпретация, связанная с именами Н.Бора и В.Гейзенберга, до 1950 года являлась ведущей точкой зрения на квантовую теорию. В ней выделен принцип локальной причинности и подвергнута сомнению объективность существования микромира. В соответствии с этой точкой зрения не существует реальности, пока нет восприятия этой реальности. В зависимости от условий проведения эксперимента различные дополняющие аспекты будут становиться явными. Именно факт наблюдения нарушает неразрывную целостность мироздания и рождает парадоксы. Мгновенное переживание реальности вовсе не парадокс. Парадокс возникает, когда наблюдатель пытается построить историю своего восприятия. И происходит это потому, что нет четкой разделительной линии между нами и реальностью, которая существовала бы вне нас. Реальность конструируется ментальными актами и зависит от того, что и как мы выбираем для наблюдения.» /Гроф С., За пределами мозга, 1993, с.75/

7 - «В зависимости от организации эксперимента они /мельчайшими частицами материи - прим.Е.Р./ проявляют себя иногда как частицы, а иногда как волны. /…/ Тот факт, что один и тот же феномен проявляется и как частица и как волна, конечно нарушал аристотелевскую логику. Форма частицы подразумевает сущность, заключенную в малом объеме или в конечной области пространства, тогда как волна распространяется по огромным областям пространства.» /Гроф С., За пределами мозга, 1993, с.71/

8 - «Жизнь этноса – это бесконечная цепь трансформаций, протекающих невидимо, спонтанно, незаметно для самого этноса. Каждый этнос воспринимает то или иное свое состояние как данное в синхронии, и каждый этнос в массе своей в принципе доволен своим этническим состоянием /.../ для каждого этноса существует только его данное современное состояние, только время, равное памяти о двух-трех поколениях назад. Нынешние представители того или иного этноса не знают, и не могут узнать (кроме как чисто исследовательским, или специально познавательным путем), ни тип построек, ни характер обрядов, ремесел, которые были у их предков тысячу лет, или даже двести лет назад» /Основания регионалистики, 1999, с.84/
«Копирование предполагает тиражирование, т.е. известное омертвление интонации, а это уже не самостоятельное и, значит, социально не оправданное по большому счету искусство» /Земцовский И.И./.

9 - «Каждая культура ценна сама по себе той мерой гармонии, которую она достигает; (…) представляет собой универсальную, абсолютную ценность; в ней «дышит» Абсолют. Принципиальное признание этой человеческой культуры – основание аксиоматики экологии культуры, последовательно ведет к торжеству признания равной ценности каждой человеческой жизни(…)»./Основания регионалистики, с. 132:/

© J.Ratsen, 2006


Главная Фото Alexey Ratsen Johny Ratsen
Livejournal

E-mail: ratsen@yandex.ru
Санкт-Петербург - объявления о предоставлении услуг на Slando Санкт-Петербург


Hosted by uCoz